Выездная проверка (проводится по регламенту 89 статьи НК РФ) – это довольно затратная, сложная, очень длительная процедура. Она может проводиться по проверке налогов сразу за несколько лет работы компании. В настоящее время выездных проверок проводится очень мало.
По сообщению от главы ФНС РФ В. Егорова за предыдущий год количество выездных проверок сократилось примерно в 10 раз (с 80 000 до 8 000).
При формировании плана о целесообразности проведения выездной проверки налоговая инспекция руководствуется Приказом ФНС за №ММ-3-06/333 («О концепции планирования налоговых проверок выездного типа»). По данному Постановлению сами налогоплательщики смогут самостоятельно проанализировать возможность подобного аудита и своевременно заказать юридическое
сопровождение выездных налоговых проверок.
Для этого используются 12 критериев, включая следующие:
- уровень текущей налоговой нагрузки (чем она ниже, чем выше шанс проверки);
- убыточная работа предприятия в течение более 2-х лет;
- увеличенный показатель вычетов НДС;
- рост темпов расходов над доходами;
- уровень заработной платы (на одного работника), который оказывается меньше, чем средний по отрасли;
- работа компании затрагивает увеличение налоговых рисков.
Даже при наличии всех показателей для назначения проведения проверки налоговые органы также будут учитывать и другие сопутствующие факторы, ведь данные параметры у компании могут появиться из-за экономического спада, в период пандемии, действия санкций и пр.
Поэтому, прежде чем принять решение об аудите и выяснить сопутствующие факторы, ФНС может провести камеральную проверку (регламентируется 88 статьей НК) и запросить дополнительные пояснения. Для этого инспектора могут пригласить руководителя компании или его представителя на комиссию (согласно 31 статье НК, пункт 1, подпункт 4).
Выездная налоговая проверка будет проводиться, лишь когда предварительный анализ и всесторонняя аналитика деятельности предприятия укажут на возможность по итогам аудита получить крупное налоговое доначисление. Инспектора прибудут на проверку полностью и всесторонне подготовленными, имея на руках полный комплект необходимой информации, подтверждающей вероятность сокрытия предпринимателем налогов либо использования теневых схем.
Согласно действующему законодательству налоговые проверки проходят со следующими нюансами:
- инспектора работают на месте расположения компании, но могут проводить проверку и в помещении НИ, если предприниматель не может предоставить налоговикам отдельное помещение (согласно статье 89 НК пункт 1);
- при проверке инспектора не всегда находятся на территории проверяемого лица;
- все дополнительные сведения они имеют право запрашивать по официальным запросам;
- требования могут приносит и вручать лично в руки предпринимателю либо через интернет или по телефону.
Для проведения налоговой проверки оформляется официальное решение (согласно статьи 89 НК пункт 1). В решении прописывается сам налогоплательщик, сборы, взносы или налоги, выбранные для проверки, период, за который будет проверена деятельность компании и список проверяющих, входящих в комиссию. Данное решение регламентируется статьей 89 НК подпунктами 2 и 17).
Проверку разрешается проводить по любым налоговым отчислениям, страховым сборам или взносам. Но ограничивается период аудита (не более 3-х лет). Например, если проверка прошла в 2020 году, то следующую можно ожидать после 2023 года. Оформленное решение остается неизменным (нельзя расширять период, добавлять другие налоги для проверки). Инспектора могут лишь менять состав комиссии, включать новых или убирать проверяющих.